Как пользоваться ломом сомнения и расшатывать картину мира?
— Денис, ты говорил, что нет смысла поучать близкого человека, если он «запутался». Если нужно что-то донести до него, помогает сделать «щель» в его картине мира, вставить туда «лом сомнения». Как это происходит на практике?
— Обычно это случается в ходе беседы. Достаточно задавать уточняющие вопросы.
Классический вариант выглядит следующим образом. Мы присоединяемся к человеку. К примеру, он говорит: «Детей надо бить, чтобы они боялись родителей». Если начать с ним спорить, то он станет в оборону. Доказывать, что он не прав — бессмысленный шаг, проигрышный для обеих сторон. Можно с человеком согласиться и попросить более детально объяснить свою позицию. Когда он начнет «разворачивать» тему, наверняка всплывут те места, о которых он не думал.
Как правило, все неадаптивные, “непереваренные”, сомнительные куски картины мира находятся в плотной связке со страхом, или они скопированы неосознанно и необдуманно с кого-то, чей авторитет был безоговорочным: например, с папы или мамы. В категоричной картине мира, как правило, есть какие-то зазоры и противоречия. Если человек защищает какую-то часть своей картины мира с пеной у рта, безапелляционно, то, вероятнее всего, он не проверял ее вопросом «Зачем?», и уж точно не проверял, откуда у нее ноги растут. Там страхов больше, чем размышлений. Поэтому нам достаточно просто начать размышлять вместе.
«Слушай, как ты думаешь...?», — и задаем вопросы, на которые человек отвечает.
«Я понимаю, о чем ты. А что, если бы было вот так?», — предлагаем различные образы того, как может в реальности, в конкретных ситуациях проявляться та часть картины мира, которую он защищает.
Не надо искать ответ и истину во что бы то ни стало. Достаточно зародить у человека собственные внутренние вопросы, расшатывающие его твердое убеждение. Если сейчас эти вопросы ответа не нашли, то тем лучше. Человек остается в подвешенном состоянии и открытым для самостоятельного исследования.
Уже потом, чуть позже, сидя где-нибудь наедине с собой, на остановке или дома, в самый неожиданный момент неотвеченные вопросы будут всплывать перед ним: «Действительно, зачем это нужно?», или «А если вот так?».
В подобных случаях эффективно использовать технику «заметание следов». Заключается она в следующем: задается вопрос, и затем, не дожидаясь, пока человек ответит, его внимание отвлекается на что-то постороннее.
— Можешь подробнее рассказать о «заметании следов»?
— Эта техника довольно проста в использовании, особенно если потренировать ее заранее.
Мы говорим с человеком. Я задаю какой-то ключевой вопрос, который человека вообще «вышибает». Он не знает, как на него ответить. В состоянии недоумения подвисает. Не дожидаясь его ответа и какого-то объяснения, я ему говорю: «Да ладно, это ерунда, забудь. Мы вчера с Машкой встретились, которая… Помнишь ее?».
Суть в том, что я перевожу внимание человека на другую тему, отвлекаю его ум на что-то более простое. Он на время забывает ту тему, которая для него по-настоящему значима. Тем не менее, гештальт не закрыт, его подсознание будет искать ответ.
Потом, когда он вернется к вопросу, который мы с ним “подвесили и не закрыли”, он будет воспринимать его не как мой вопрос, а как свой собственный, внутренний вопрос. Он будет искать на него ответы с гораздо большим рвением и напором.
Если я задал вопрос, который связан с сердцевиной человека, то он всегда воспринимается как что-то значимое, и на него хочется искать ответы. Это тот самый вопрос, в процессе поиска и после ответа на который расширяется картина мира, приходит ясное понимание.
Расширение картины мира, лично для меня, процесс жутко увлекательный, и очень полезный. Я чувствую, что мне становится интереснее и разнообразнее жить. Я ощущаю еще больше безопасности в этом мире. Я могу гораздо большее количество вещей включить в свою картину мира так, что они не спорят друг с другом. Становится все меньше темных и опасных пятен. Это рождает больше внутренней стабильности и даже управляемости.
