Психологическая упругость
Друзья, в прошлых статьях про укрепление личности мы с вами уже говорили про гибкость, про растворение эго. А теперь настала пора поговорить про упругость личности.
Что такое вообще упругость?
Если в физике — то это «свойство материала под действием механических напряжений деформироваться обратимо: после снятия напряжений материал остается недеформированным» (по Википедии).
А если применительно к личности? — Психологическая упругость — это свойство личности под действием внешних сил и обстоятельств деформироваться обратимо: после снятия ситуации напряжения личность остается недеформированной.
Что влияет на личностную упругость? — Сила притяжения отдельных элементов личности друг к другу (здесь так же, как и в физике). Т.е. чем более прочными связями они друг с другом скреплены, чем более мощной оказывается сила притяжения между ними — тем сильнее свойство психологической упругости. А благодаря чему возникает сила взаимного притяжения отдельных частей личности? -
Давайте на примере:
Пример 1: малая сила психологической упругости.
Вот живет человек Петр Никодимыч, и в его личности, в его голове чего только ни намешано: собственные выводы, которые Петр Никодимыч сделал в ходе своей жизни про людей и про все вокруг, живут вперемешку с родительскими установками, воспринятыми давно и иррационально, вперемешку со случайными мнениями, которые показались убедительными в силу того, что с ними было согласно большинство, вперемешку с непереваренными мыслями и идеями, которые вообще было непонятно куда приткнуть, и поэтому Петр Никодимыч оставил все это «добро» в подвешенном состоянии «до лучших времен». В общем, налицо захламление умственного чердака.
И вот, допустим, идет Петр Никодимыч к начальнику «на ковер», и начальник поливает его грязью вдоль и поперек. И работник из Петра Никодимыча, дескать, никакой, и коллеги жалуются, что, мол, не очень общительный человек, и вообще пора за ум взяться. А наш герой стоит как в тумане и пытается понять, что из всего этого правда и кривда, на что нужно реагировать и как. А как, скажите мне, Петру Никодимычу соскрести себя с ковра, когда у него внутри живет раздирающее противоречие: он и людям всем угодить хочет, и на работе закрепиться и остаться (потому что привык, и потому что рыпаться и пробовать в жизни другие проекты уже лень), и возмущение несправедливостью начальника к горлу подступает (потому что всем известно, что Петр Никодимыч работает как негр, а все за его спиной прячутся и премии получают), и коллег подставлять не хочется.
Что со всей этой кашей в голове будет делать Петр Никодимыч? — Ну, как вам сказать, народные средства разные есть, и пока не понятно, что именно из них он выберет для самоуспокоения: «ляг, поспи, и все пройдет», «переждать», «посоветоваться с...», «сходить к психологу, пусть он за меня решает»? И если Петр Никодимыч пойдет таки к психологу, то он вывалит все это добро перед специалистом и скажет: «Ну, добр человек, что мне со всем этим делать?». И начнется работа по рассортировке всего этого личностного добра на две кучки: «нужное» и «лишнее». А по какому принципу будет сортировка? — В соответствии с целями Петра Никодимыча. И тут выяснится, что целей-то у него особых и нет: он то интересы одних людей обслуживает, то интересы других, то, борясь с нарастающим раздражением, пытается ухватить и нить интересов собственных (за что от кого-то из окружающих получает по башке, и после этого еще некоторое время не рыпается, пока снова неудовлетворенность не переполнит).
Почему такая оказия творится с нашим героем? — Да потому, что у него нет главного направляющего вектора, которому были бы подчинены все остальные части личности. А что было бы, если бы такой вектор у него был? — А вот вам пример другого расклада -
Пример 2. Большая сила психологической упругости.
Живет другой человек — Иван Кадимыч. Он определился с мечтами, выбрал свой вектор жизни, и именно это направление выбрал для себя как «правильное» (понимая при этом, что у других людей — будет другое «правильное» направление, и, соответственно, другие выборы и выводы). После чего пересмотрел все свои взгляды, все ценности, все навыки на предмет соответствия главному вектору: нужное решил усилить и доразвить, лишнее — выбросить и больше никогда к этому не возвращаться.
Бывают ли у Ивана Кадимыча трудные ситуации? — Конечно! И начальник тоже, бывает, пытается сорвать на нем злость, и коллеги не всем довольны. Но нашего героя это не печалит и не рас-страивает, потому что Иван Кадимыч — личность цельная, и у него каждая молекула знает, ради чего она живет в рамках целого организма.
Так, будучи в схожей с Петром Никодимычем ситуации, где все недовольны, Иван Кадимыч быстро прикинет: «Так, „всем угодить“ — это лишнее, ибо невозможно. Работу свою я делаю хорошо, и у меня есть тому доказательство, поэтому начальник, видимо, просто не в духе, или несварение у него. Бывает. Попозже, когда очухается, подойду к нему и приватно скажу, что со мной так не стоит разговаривать, а то могу и уйти: теплое место в другой фирме я себе уже присмотрел, и меня туда зовут, плюс коллектив там хороший — работать не мешают и все заняты делом. Про „общительность“ — это из серии „а чего Иван Кадимыч с нами водку не бухает“, так что на это обращать внимания не буду. И, кстати, коллег надо пришпорить: раз благодаря мне они премии получают, то нагружу ка я их дополнительной работой, а то чего это я все сам да сам. Поскулят и перестанут, деваться им некуда. Так что — сейчас просто пять минут слушаю начальника, потом иду дальше заниматься делами и делегированием рутинной работы лодырям. А с начальником мы потом за обедом переговорим: отойдет к этому времени. И, кстати, обсудим мое возможное повышение. Давно пора».
Почему Ивану Кадимычу к психологу идти не надо будет и со здоровьем у него все будет в порядке? — Потому что в голове ясность: он выбрал для себя критерии определения «это важно» / «а это неважно». Благодаря этим критериям он навел порядок у себя внутри, и в его личности все части, все элементы подчинены одному (хотя и весьма широкому и богатому) направлению жизни. Иван Кадимыч понимает, что все-все-все он не успеет в этой жизни, и поэтому стоит сосредоточиться на главном: на том, что он выбрал, на том, что ему дорого. И все в жизни у Ивана Кадимыча быстро приводится в порядок даже при самых неожиданных ситуациях и трудностях.
Так, повторяя вопрос: благодаря чему возникает сила взаимного притяжения отдельных частей личности? — Благодаря одинаковой «заряженности» этих составных частей личности единым полем жизненного вектора. И тогда личность не рассыпается от нагрузок (причем, рассыпается зачастую и без нагрузок, просто в силу внутренних противоречий), а держит единую структуру себя в целости и сохранности, гибко компенсируя воздействие внешних сил.
Правило упругости: если все проявления и составные части (ценности, мысли, действия) вашей личности отвечают на вопрос «Зачем?» и подчинены одному вектору — сила вашей упругости будет велика.
