Про эффективность, радость и телегу планирования

— Мастер Джой, можно я отниму у вас немножко вашего драгоценного времени и задам один вопрос?

— О, сколько угодно, мистер Смит. И не бойтесь: без моего желания вы в любом случае не сможете отнять у меня моё время. Так что спрашивайте смело.

— Хорошо, спасибо, я вас понял. Мастер Джой, я бы сформулировал свой вопрос так: как можно эффективно планировать свое время и при этом не уставать, а даже наоборот — быть радостным и легким?

— А в чем проблема?

— Ну, как бы это сказать… в чем проблема… Вот я, например, планировал вчерашний день. И даже без форс-мажоров день оказывается весьма плотным, потому что очень многое нужно успеть… А уж если что-то случилось...

— Да-да, я помню, вы же такой большой руководитель и в такой большой компании. Не мудрено, да, что много всего.

— … вот-вот. И я, планируя вчерашний день, всё равно не могу учесть неожиданных дел: то один придет, то другой что-то спросит, то внештатная какая-то ситуация, которую тоже нужно немедленно решить. В общем, в добавок к планируемым делам прибавляются ещё и ещё. И даже несмотря на то, что я очень организованный человек и мне даже помогает секретарша, о каком-либо легком удовольствии в течение дня речи не идёт. А это, кстати, вообще возможно?

— Зависит от того, что вы считаете для себя приоритетом, мистер Смит.

— В смысле, мастер Джой?

— Ну вот для вас что в жизни главное?

— Эффективность.

— Эффективность — это достижение главной цели наименьшими средствами. А какая у вас главная цель, мистер Смит?

— Ну, целей у меня много, но, пожалуй, самая главная — сохранить и развить наш семейный бизнес. Я принял управление от моего отца, и на протяжении вот уже пяти десятилетий наше дело процветает. Моя цель — сохранить этот успех и усилить его.

— Ясно, мистер Смит. Как я и думал.

— Вы о чем?

— О том, что радость у вас не в приоритете.

— Ну, радость — это награда за успех. Разве нет?

— И много ли у вас радости?

— Ну, когда дела идут хорошо, то я удовлетворен и спокоен. Наверное, даже рад.

— Вот видите, мистер Смит, уже 50 лет успеха — а радости всё нет. И в вашем голосе сомнение. Вас всё это не смущает?

— Честно говоря, поэтому я к вам и пришёл, мастер Джой. Что-то не клеится, а что именно — не пойму. А что, на ваш взгляд, не так?

— Вы перепутали цель и средство.

— Как это?

— Вы сказали, что радость наступит после успеха. И успех для вас — это процветание вашей компании. Всё верно?

— Да.

— Но если вы внимательно спросите себя «А для чего я занимаюсь всем этим успехом?», то в конце будет один и тот же ответ. Собственно, как и у всех людей.

— И что это за ответ?

— Чтобы чувствовать радость.

— Ага… Пожалуй, да… так и есть.

— Так значит и у вас, мистер Смит, главной оказывается именно радость, а не успех. Ведь вы же успеха добиваетесь для того, чтобы почувствовать радость, а не радость себе добываете, чтобы добиться успеха?

— Ну, вообще, да, это логично: успеха я хочу как раз для того, чтобы чувствовать радость. Соответственно, она и есть главная цель.

— Да, мистер Смит. Вот только при вашем планировании вы об этом как бы «забываете». Ведь если бы…

— … Да-да, мастер Джой, простите что перебиваю. Я начинаю понимать: если бы я помнил о том, что успех для радости, а не наоборот, то я бы при планировании дел главное внимание уделял бы самой радости и тому, что мне её доставляет. Верно?

— Да.

— … но… А на что тогда становится похоже планирование дел и распорядка? Как это выглядит у человека, который стремится к радости?

— А что вам не понятно, мистер Смит?

— Ну, вот я пытаюсь представить, как бы я планировал день, если бы ориентировался в первую очередь на радость — и я понимаю, что большей части дел я бы вообще не делал.

— Возможно.

— А еще, вероятно, я бы начал пересматривать вообще всё: то, что мы делаем в компании, всю мою жизнь, мои отношения. И не факт, что при планировании «через радость» большая часть этих дел вообще в моей жизни осталась бы. Но это же…

— Что?

— Всю жизнь менять надо?

— Ну, всю не всю, но кое-что поменять вы захотите наверняка, да.

— А вдруг я вообще не захочу планировать? Вдруг, выкинув лишние дела из жизни, я захочу просто лежать под пальмой и есть банан?

— Ну, тогда вы будет лежать под пальмой, в чем проблема?

— А как же фирма?

— А что фирма?

— Неужели она развалится?

— Как захотите — так и будет.

— Но это же неправильно?

— Для кого?

— Вообще.

— Нет «правильного вообще». Есть правильное для кого-то и в связи с какими-то целями. Ведь правила всегда создаются кем-то конкретным, и всегда для чего-то. А те правила, по которым вы меряете «неправильное», созданы кем и для чего?

— … Не знаю, мастер Джой. Просто… как-то непривычно думать, что можно просто — раз! — и перестать делать то, что создавал десятилетиями мой отец и что передал в наследство мне. Как-то это странно, что-ли…

— Жизнь вообще странная штука. Этим она и интересная. Но вы можете не спешить.

— В смысле, с чем не спешить?

— С похоронами вашей фирмы. Ведь вы еще многого не знаете: о себе, о собственной радости и её источниках. А вдруг вы сможете переделать свои дела так, что управлять вашей фирмой вам будет радостно?

— А это возможно?

— Почему бы и да?

— А… как вообще выглядит тогда планирование дел и времени, если я буду правда ориентироваться на радость?

— Вообще, именно с ориентацией на радость и получается самое классное планирование времени. Но чтобы вы, мистер Смит, представили всё ярче, давайте я обрисую вам это в виде метафоры. Налейте себе чайку, устройтесь поудобнее, вот как я (мастер Джой улыбнулся, подлил чаю себе и гостю), и включите ваше воображение.

Итак, представьте, что вы — путешественник. Вы с интересом гуляете по жизни, ища новые радостные знакомства и лакомясь любимыми яствами.

Кстати, мистер Смит, вам какие фрукты нравятся?

— О, я обожаю манго, мастер Джой! И еще очень люблю сочные груши!

— Отлично. И вот представьте, что вы, путешествуя и радуясь, задумались о том, как себе это путешествие облегчить. В самом деле, когда ты в пути, тебе могут пригодиться совершенно разные вещи. И хорошо, когда эти вещи под рукой: котелок для приготовления пищи, запасная одежда, да и мало ли ещё что.

— Да-да, в путешествии много чего может пригодиться. Об этом я в курсе.

— Вот-вот. И чтобы это всё не таскать рассованным по немногочисленным карманам, вам, мистер Смит, может пригодиться тележка.

— С чемоданом?

— Быть может. Может, хватит и чемодана на колесиках. А, быть может, нужна будет тележка побольше. А то, представьте, вы зашли в город, и в этом городе милые жители надарили вам столько вкусных манго и груш, что больше вы столько ни в одном городе не сыщете. Не бросать же всё это здесь, прямо на дороге, правда? Хоть сколько-то вкусностей захочется взять с собой. Ведь не известно пока, как скоро вы окажетесь в другом городе и чем обрадуют вас тамошние жители.

— Это да, на счастливый случай надейся, а сам не подкачай. Это правда.

— Подумайте, мистер Смит, ведь в этой истории всё как в жизни: вы путешествуете в поиске радостного, вкусного и интересного, но в этом путешествии вам всё равно нужна помощь. Вам нужен вспомогательный инструмент, который поможет взять необходимое с собой и при этом продолжать наслаждаться путешествием. Будет ли это чемодан, телега или самый настоящий автомобиль — не суть важно. Важно другое: этот «технических помощник» будет вам правда помогать или будет тратить ваши дополнительные силы? Он будет дарить дополнительную радость от путешествия налегке или раздражать неудобством и тяжестью? Он будет экономить ваше время или тратить его?

— Да, это важно, мастер Джой.

— А теперь представьте, мистер Смит, что эта, назовем её так, «телега путешественника» — это ваша система планирования. Она, как вспомогательная повозка, должна помогать вам передвигаться по жизни налегке. Эта система планирования должна брать на себя лишний груз, который, если бы вы его несли в руках или в собственной голове, был бы вам в тягость. И эта телега должна уменьшать нагрузку на ваше внимание, чтобы у вас оставались силы на то главное, ради чего вы вообще затеяли это путешествие — на радость!

— Кажется, я начинаю понимать, мастер Джой. То есть в моей системе планирования должны быть «сложены», как в телеге, все те инструменты и, назовем их так, «вещи», которые могут быть мне полезны в путешествии, но при этом прямо сейчас как бы не нужны. Верно?

— Да.

— Ага. И тогда я, планируя свой день, загружаю в свою систему планирования те «технические детали», которые мне нужно взять «из телеги» в нужный момент и в нужное время. И тем самым я освобождаю свое внимание… для того, что мне приносит радость?

— Да.

— То есть я, планируя встречи, сохраняя номера телефонов и прочую информацию в свою систему планирования, составляя список прочих дел — просто как бы складываю весь нужный «скарб» в телегу, чтобы эта телега легко везла рядом со мной всё необходимое и при этом не мешала радоваться жизни. Да?

— Да. Вы всё быстро схватываете, мистер Смит. И заметьте: чтобы путешествие было радостным, нужно всегда следить за исправностью и лёгким ходом этой телеги. Потому что если вдруг везти эту телегу со всем этим добром стало тяжело, то и радостное путешествие уже будет не в радость. Поэтому лично я использую простое правило: усилия, нужные мне для передвижения с «телегой планирования», не должны превышать ту энергию, которую я черпаю из самого радостного путешествия по жизни. Потому что если телега стала чрезмерно тяжела и неповоротлива — ну её в канаву, такую «помощницу». Потому что — что?

— Потому что главный критерий эффективности жизни — это радость! (и мистер Смит расплылся в довольной улыбке).

— Вы схватываете на лету! Настоящий бизнесмен (и мастер Джой блаженно вдохнул в себя аромат свежезаваренного чая). Еще по чашечке?

— С удовольствием! Я сейчас никуда не спешу.

— А вот это правильно :)

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.